Основные ошибки при покупке франшизы

Основные ошибки при покупке франшизы

Основные ошибки
при покупке
франшизы

       В настоящий момент российский бизнес начинает проявлять неподдельный интерес к франчайзингу. Его популярность в последние годы набирает темпы. И это неудивительно ведь для новичков это реальный шанс молниеносно выйти на рынок и быстро раскрутиться. Не стоит забывать и то, что наличие франшизы помогает в разы снизить риски при организации бизнеса. Но не стоит забывать, что покупка франшизы, как и любая другая сделка, несет в себе определенные риски, которые могут проявиться еще на этапе выбора франшизы.

       По данным экспертных оценок около 30% франшиз являются «пустышками» или мошенническими схемами. Чтобы уберечь свои деньги от ненадежных вложений необходимо знать об самых часто встречающихся ошибках. Давайте разберёмся вместе, на что надо обратить внимание при приобретении фрпншизы.

Несоблюдение формы договора

Несоблюдение
формы договора

Практически каждый третий франчайзи в нашей стране не имеет правовых отношений с франчайзером. Отсутствие договора с франчайзером несет для предпринимателя большие риски, поскольку правообладатель может в любой момент отказаться от выполнения своих обязательств. В результате франчайзи потеряет средства, потраченные на уплату паушального взноса.

Основной формой договора, регулирующего франчайзинговые отношения на территории России, является договор коммерческой концессии. Кроме этого стороны имеют право заключить и лицензионное соглашение. Положения каждого из этих документов предполагают временную передачу от одной стороны другой не ислючительных прав на использование объекта интеллектуальной собственности за определенную плату.

Несоблюдение формы договора

Многие ошибочно считают, что договор коммерческой концессии и лицензионное соглашение можно заменить договором поставки, однако это не так. Такой договор не делает из покупателя франчайзи. Он не получает права на использование бренда или торговой марки. Так же у него нет права требовать от продавца помощи в организации бизнеса (предоставление инструкций, обучение персонала и т.д). Отсутствует обязанность уплачивать продавцу паушального взноса или роялти.

В случае нарушения интересов франчайзи, работающего по договору поставки судебный орган может не удовлетворить его требований в возмещении убытков. Более того с франчайзи могут потребовать возмещения за незаконное использование бренда.

Отсутствие регистрации договора в Роспатенте

Отсутствие
регистрации
договора
в Роспатенте

       Более 60% франчайзеров отказываются регистрировать договоры с партнерами в Роспатенте. А это значит, что франчайзи легко могут лишиться средств, уплаченных за право пользования брендом. Суд в данном случае окажется на стороне франчайзера. Для того, чтобы обезопасить себя от подобных рисков существует сайт реестров ФИПС. Зайдя на данный ресурс, можно найти всю информацию о торговом знаке по его номеру. Для этого не забудьте уточнить у франчайзера № товарного знака.

Неправильно составленный договор

Неправильно
составленный
договор

       Соглашения по франчайзингу никогда не носят типового характера. В связи с этим обязательно обратите внимание на некоторые моменты этого договора:

  • Наименование сторон договора. Гражданским кодексом не принято использовать термины «франчайзер» и «франчайзи». Вместо них используются термины «Компания А» и «Компания Б» или «Правообладатель» и «Пользователь»;

  • Отсутствие в договоре точной суммы паушального взноса и роялти. Если суммы платежей равны нулю, договор считается недействительным;
Неправильно составленный договор
  • В договоре обязательно должны быть указаны сроки и условия регистрации в Роспатенте. Интересы франчайзи могут быть защищены только в том случае, если указаны сроки, когда сторонами были поданы документы в госорган.

  • Недопустимо, если франчайзи вносит паушальный взнос до подписания договора. В случае если франчайзер сам предложил такую сему договора, то от сотрудничества лучше отказаться.
Другие франчайзи вам не конкуренты

Другие франчайзи
вам не конкуренты

       Перед принятием решения о покупке франшизы ознакомьтесь с информацией о других франчайзи. В частности стоит узнать:

  • Наименование и контактные данные других франчайзи;

  • Изучить статистику по открытым за последние 3-5 лет филлиалам;

  • Ознакомиться с информацией о расторжении договоров.

       Продавец франшизы должен предоставить вам всю необходимую информацию, при этом ссылаясь на коммерческую тайну, то не имеет смысла в дальнейшем рассматривать его предложение. Помните, франчайзи всегда несет большие траты и риски при сотрудничестве с франчайзером.

       Не упустите возможность лично пообщаться с другими франчайзи и уточнить все условия их договоров с франчайзером. Уместным будет узнать об уровне поддержки бизнеса со стороны франчайзера, наличие и пути решения возникших споров, регулярности поставок и т.д. Зачастую пообщавшись с конкурентами можно узнать о франчайзере гораздо больше информации, чем от него самого.

Добавить комментарий